Современные подходы к профессиональному становлению педагога в методических центрах муниципального уровня

Петренко А. А.

В наступившем ХХI веке происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются вариативные содержания образования и педагогические технологии, новые современные педагогические концепции и идеи. Содержание образования насыщается различными образовательными программами, способствующими развитию у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба меняют традиционные способы информации. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностным ориентиром в образовании все более становится личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Усиливается интеграция школы, семьи, микро- и макросоциума. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях и применительно к различным ситуациям.

В реальной педагогической практике этот переход осуществляется недостаточно профессионально, противоречиво, чаще в условиях отсутствия системы подготовки к такой деятельности, которую необходимо проводить через серию научных, методических консультаций и мероприятий, где ведущим проводником педагога к изменению процесса обучения должны стать методические центры, институты развития образования и в первую очередь - методист.

В стране отсутствует как такова система высшей профессиональной подготовки работников образования методических центров. Педагогические кадры муниципальной системы образования для методических кабинетов, обычно состоят из педагогов, прошедших естественный путь собственной профессионализации. Отсутствие научной базы методических и методологических знаний к современной психолого-педагогической подготовке учителей не позволяет методическим службам осуществлять быстрое освоение новых областей теории и практики в сфере образования.

В современных условиях образовательная система является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Это влияет на появление новых аспектов в методической деятельности в образовательных учреждениях и образовательных системах района и города. Это - создание системы организационно-педагогической деятельности, обеспечивающей комплекс социально-ориентированных мер, направленных на удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. В условиях муниципализации образования муниципальные методические центры вынуждены изучать и ориентироваться на регионально-муниципальные особенности (этнографические, историко-культурные, современные, социально-экономические условия в регионе, районе, городе; тенденции и перспективы его развития и т.п.) в содержании и организации образовательных процессов.

Современные подходы к методической деятельности муниципальных методических служб проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии.

Исследователи проблем управления систем образования в условиях муниципализации с учетом ее современных требований и подходов признают наибольшую ценность осуществления методистами различных функций и видов деятельности, и в первую очередь, таких функций как программирование, проектирование, диагностирование, так как полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать ее. Системное обучение методике научного исследования актуальных и малоразработанных проблем должна ориентировать методиста не на ретрансляционные, а исследовательские, проектировочные функции. Практика же свидетельствует, что деятельность методистов с педагогами осуществляется традиционно, в основном, на образцах, методиках, педагогическом опыте, положительно зарекомендовавших себя, что не обеспечивает формирование у него готовности к самостоятельному научному поиску в развивающейся муниципальной системе. Апробированные методики и опыт могут стать гарантом успеха, если методист овладевает средствами технологии проектирования, как своей собственной методической деятельности, так и образовательного процесса. Так, например, развитие исследовательских умений и навыков методиста формирует у него умение выявлять тенденции развития образования и соответствующие актуальные образовательные потребности педагогических кадров, прогнозировать их динамику, с учетом специфики образовательного пространства в системе муниципального образования. Развитие проектировочных способностей методиста и учителя будет обеспечивать его эффективное участие в разработке региональных, муниципальных программ развития образования, проектов инновационных учебных заведений, перспективных моделей обучения.

Таким образом, современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципализации образования ориентируют их на:

выявление современных образовательных потребностей региона, города, района, педагогических работников с целью проектирования методической деятельности с учетом реальных запросов ее потребителей и осуществления главного предназначения методической службы - быть востребованной педагогами и работниками сферы образования;

организация проектно-прогностической деятельности методических центров с учетом особенностей местных условиях в развитии муниципальной системы образования;

обеспечение вариативности содержания и полифукнциональности деятельности методистов в изменяющихся условиях;

высокое научно-методичесское оснащение методических служб (опора на знания: современных научно-педагогических концепций развития личности педагога, социокультурные, экономические, культурологические, антропологические, аксиологические, методологические, методические, психологические и другие);

компьютеризацию и автоматизацию деятельности методистов, ликвидирующих рутинизацию их труда.

Учет современных подходов в работе методических центров будет способствовать росту научно-методической подготовки педагогов в соответствии с нормами и требованиями муниципальной системы образования.

Современные условия, нормативные документы в сфере образования и в частности “Концепция модернизации российского образования до 2010 года”, “Закон Российской Федерации об образовании” предъявляют новые требования к качеству образования, к повышению квалификации педагогических работников. Это вызывает необходимость постановки следующих задач перед методическими службами, обеспечивающих процесс подготовки и обучения работников образования к работе в изменяющихся условиях:

1) переход на личностно-ориентированный подход в организации методической деятельности для педагогов;

2) удовлетворение личностных образовательных запросов педагогических кадров и в связи с этим, усиление диагностико-аналитической деятельности методических центров;

3) развитие системы образования на уровне образовательного учреждения, района, города, региона: обучение исследовательской, прогностической, проектной деятельности педагогов в рамках методической работы.

Решение данных задач предполагает изменение содержания, средств, способов организации методической работы в школе, методических центрах района, города, региона. Предлагаем для использования в практике следующие подходы к методической деятельности.

Современные подходы к содержанию и формам

методической работы

1.Системный подход к содержанию и организации методической работы.

Системный подход к организации методической работы предполагает:

- показ места и роли методической работы в системе образования школы, района, города, региона, частью которой она является; показ связей и отношений в структуре методической службы с социокультурной средой; отражение в системе методической работы ее целевого предназначения - повышение качества подготовки педагога в соответствии с требованиями социального заказа;

- четкое определение функционального предназначения каждого структурного звена методической службы, показ их различий, преимуществ, определение параметров, характеризующих качество методической деятельности;

- выделение основных компонентов системы методической работы (познавательные ориентиры, ценностно-нормативные принципы работы, цели и направленность деятельности, результаты и продукты деятельности, функции и содержание методической деятельности, технологию и организационную структуру, ресурсы с условия ее деятельности); ее субъектов;

- показ связей и отношений между структурами методической работы, ее компонентами и подсистемами.

2. Модернизация знаний.

Данное направление в содержании и формах методической работы предполагает развитие умений педагогов пополнять знания по теории и методике предмета, навыков отбора, обработки и хранения учебной информации. Современный подход к обновлению знаний предполагает наличие умений и навыков работы с компьютерной техникой, информационными носителями содержания образования, анализа данной информации.

Методы работы с педагогами по развитию умений работать с различными источниками информации: информационное погружение в предмет; конструирование нового содержания предмета на вариативной основе; выработка критериев отбора содержания предмета; системное исследование места и роли предметной области в структуре педагогической деятельности.

3. Направленность на овладение развивающихся технологий педагогами образовательных школ.

Акцентуация развивающихся технологий в формах и содержании методической работы объясняется наличием проблемы их овладения работниками образования. Необходимость распространения педагогических технологий объясняется их эффективностью, воспроизводимостью, управляемостью и концептуальностью..

Данные занятия должны сформировать понятия “педагогической технологии”, “профессиональной ценности”, ”личностно-ориентированного подхода в обучении”.

Формы организации занятий: лекции, игровое моделирование, практическая деятельность по использованию знаний, умений, навыков в различных педагогических ситуациях.

4. Развитие креативных (творческих) способностей личности педагога (ученика).

Данное направление в методической работе предполагает развитие следующих способностей: к рефлексии (самодиагностике, самоанализу); к проектированию новых систем в профессиональной деятельности; к профессиональному самоопределению, повышающих ответственность за результаты труда; к концептуальному мышлению; к инновационной деятельности.

5. Гуманистическая направленность содержания и форм методической работы.

Данная направленность формирует коммуникативную культуру педагога, навыки проведения занятий в форме диалога, развитие субъект-субъектных, партнерских отношений в коллективе; обеспечивает перевод знаний в практическую плоскость, в сознание и поведение людей.

Литература:

1. Петренко А.А. Модернизация содержания методической деятельности в условиях муниципального образования. Рязань: РИРОЮ 2003.