Индивидуальные образовательные программы в школе исследовательской культуры личности

Макотрова Г.В.

В реальной жизни человека постоянно действуют свобода выбора, самостоятельность планирования, самоопределение, приверженность логике собственного решения и другие процессы, свидетельствующие о проявлении его «я». Поэтому так важно выстраивать образовательное пространство как совместное поле взаимодействия, в котором начинают работать со - и самопроцессы учителя и ученика, действующего на равных.

Стратегическая цель воспитания в школе исследовательской культуры личности - создание условий становления и развития исследовательской культуры как фактора творческого саморазвития субъектов образовательного процесса - личности учителя и ученика. Системообразующим видом деятельности в ней является познавательная деятельность, которая носит продуктивный, исследовательский характер.

Поэтому, решая проблему выбора методов реализации образовательных программ школы, мы используем идею создания адаптивных условий для каждого ученика на основе максимальной ориентации на исследовательский, самостоятельный характер деятельности школьников. Она отражает одну из важных задач современной школы – внедрение индивидуальной образовательной программы учащегося, программы образовательной деятельности учащихся, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. Ее решение позволит произвести необходимые изменения в структуре и содержании образовательного процесса, более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, а также их профессиональные предпочтения.

Поэтому использование индивидуальной образовательной программы в процессе формирования учебно-исследовательской культуры школьников будет способствовать реализации совокупности педагогических условий, разработанных нами на основе проведенной экспериментальной работы. К ним мы относим: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик - учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности; создание в общеобразовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использование интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

Разработанная нами педагогическая технология является последовательной системой взаимосвязанных действий педагогов и учащихся на основе инструментально-дидактических средств. В ней мы выделяем последовательность следующих этапов: целевого, содержательного, технологического и рефлексивного. Деятельность учителя в ней включает: мониторинг состояния учебно-исследовательской культуры учащихся; анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету; организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы; предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы; обучение их методам научного познания и технологиям учебного исследования; обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами; оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов.

Деятельность ученика на уроке в нашей технологии соответствует типовой структуре, описанной в теории деятельности В.В.Давыдова. Она имеет следующие этапы: мотивацию, целеполагание, восприятие информации, обдумывание, планирование, выполнение, контроль, оценивание. Ученик осознает цели, задачи и возможности своего развития в результате сложившегося опыта познавательной деятельности и анализа содержания познавательной (исследовательской) задачи; планирует выполнение познавательной задачи, исходя из ее содержания и трудности; осуществляет самостоятельную познавательную деятельность, используя педагогическую поддержку в той мере, в какой сформированы внутренние условия для ее принятия (по С.Л.Рубенштейну); формулирует обобщения по ходу познавательной деятельности и в ее результате; ставит новые познавательные задачи.

Использование индивидуальной образовательной программы позволяет повысить эффективность реализации педагогической технологии, так как она дает возможность учесть жизненный опыт школьника, способствует актуализации знаний по профильному предмету; опирается на мотивацию к решению выбранных им исследовательских проблем, задач; включает в условиях познавательной деятельности механизм саморазвития личности со всеми присущими ему процессами самости в интегрированном виде: самопознания, саморегуляция, самоопределения, самообразование, самоорганизации, самореализации; указывает на возможности сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм исследовательской деятельности учащихся; учитывает психофизиологические особенности развития учащихся разных возрастных периодов.

В рамках экспериментальной работы по внедрению индивидуальной образовательной программы в педагогическую технологию нами была организована деятельность педагогов по осмыслению значимости задач, которые она может реализовывать. В результате мы получили данные, свидетельствующие о высокой мотивации педагогов к ее использованию. Так, 66 %- 76% педагогов оценили самым высоким баллом следующие задачи, решаемые индивидуальной образовательной программой: создание условий для осознания школьниками личной значимости поставленных целей; обучение школьников планированию собственной познавательной деятельности; осуществление динамичных форм организации учебного процесса; создание условий для активного использования учебника, научно-популярных изданий, ресурсов информационно-телекомуникационных систем; включение в деятельность, в которой школьники осознают свою ответственность за результаты обучения; смещение акцентов на самоконтроль и самооценку обучающихся; использование рефлексии учеников как средства корректирования педагогических задач; освоение школьниками способов представления результатов учебного труда. В то же время педагогами еще недооценивается значимость индивидуальной образовательной программы для создания условий комфортного общения в рамках технологии формирования учебно-исследовательской культуры школьников, для обучения методам и приемам получения новых знаний.

В условиях становления школы исследовательской культуры личности в зависимости от установки учителя мы пошли по пути использования индивидуальной образовательной программы, рассчитанной как на небольшие временные отрезки – периоды изучения темы, раздела, так и на полугодие, учебный год. В индивидуальной образовательной программе, составленной на учебный год, полугодие, в условиях профильного обучения были включены следующие разделы: основные смыслы обучения в профильном классе, предполагаемые темы с выделением стержневых проблем, основные планируемые результаты занятий по учебной дисциплине, план реализации (формы освоения содержания, требуемые ресурсы), выбор контролирующих средств. Каждый раздел был представлен различным содержанием, осмыслив который, ученик делал выбор или вносил дополнение. Так, например, раздел «основные смыслы обучения в профильном классе» включал следующий перечень: подготовка к сдаче экзаменов в вуз; познание самого себя, своих личностных качеств; определение собственного отношение к выбранным предметам; обучение общению; приобретение навыков готовности самостоятельно учиться; самоутверждение; познание нового и интересного; обучение формулированию целей; приобретение уверенности в действиях в нестандартных ситуациях; получение умений излагать свои взгляды и убеждения; овладение основами информационных технологий; понимание силы слов и влияния их употребления на жизнь человека и общества; освоение навыка формулирования вопросов; понимание результатов анализа ситуации на рынке труда; получение информации о том, какие знания и личностные качества нужны для выбранной профессии; понимание того, что значит нести персональную ответственность за свой выбор и др.

Предлагаемая ученику тематика курса отражала базовый и вариативный компонент содержания образования, представленный в виде стержневых, наиболее важных фундаментальных и прикладных проблем учебного предмета, имеющих связи с жизненным опытом школьников, подразумевающих возможное личностно значимое содержание. План реализации индивидуальной образовательной программы (карта планирования) включала: формы освоения содержания (коллективная работа с классом в соответствии с учебным планом; выполнение индивидуальных заданий по предложенным типам; исследовательская деятельность по предложенным или сформулированным самостоятельно темам; участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах, профиль-курсах); требуемые ресурсы (инструментально-дидактические – материальные: учебную литературу, приборы, доступ к Интранету, доступ к Интернету, библиотеку научной, научно-популярной литературы кабинета, материальную базу школьного музея; учебную готовность: результаты самодиагностики сформированности учебно-исследовательской культуры школьников, самооценку по 4-х балльной шкале и оценку учителем требуемых знаний, умений и навыков, рейтинг по предмету в классе, исследовательский рейтинг, портфель достижений по результатам участия в дистанционных образовательных программах).

В индивидуальную образовательную программу старшеклассников также входили разделы «ориентация на основной результат изучения учебной дисциплины» (успеваемость по обычной шкале в соответствии с требованиями программы, рейтинг в классе, выполнение исследовательской, творческой работы, защита индивидуальной образовательной программы, участие в дистанционных образовательных программах, сформированность качеств учебно-исследовательской культуры), «выбор контролирующих средств» (итоговая зачетная оценка; контрольная работа; устная защита проекта, исследовательской работы; компьютерная диагностика учебно-исследовательской культуры, профессиональных склонностей как доказательство личностного продвижения; рейтинг; тестирование; портфель достижений).

Анализ заполненных листов индивидуальной образовательной программы позволяет учителю составить сводную таблицу, в которой он выделяет для каждого ученика смыслы учения; интересы и склонности; сформированность учебно-исследовательской культуры; сформированность знаний, умений, навыков; типичные познавательные барьеры, ресурсы развития, наиболее важные стратегические и тактические педагогические задачи.

Использование индивидуальной образовательной программы в условиях технологии формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на уроке в нашем опыте удачно сочеталось с современными средствами оценки качества обучения - рейтингом, портфелем достижений, результатами тестирования. Такой подход позволил уменьшить возможные негативные следствия введения рейтинга, портфеля достижений для учащихся с неадекватной самооценкой учебных достижений и, с другой стороны, дал возможность повысить уровень требований школьников к собственным учебным результатам в условиях составления и реализации индивидуальной образовательной программы.

Включение индивидуальной образовательной программы в рассматриваемую технологию подразумевает следующие действия учителя: организацию рефлексии обученности и обучаемости (например, выполнение тестового задания с вычленением конкретных, типовых ошибок, диагностику показателей учебно-исследовательской культуры личности); заполнение учениками листа рейтинга по результатам изучения предыдущей темы, а затем листа индивидуальной образовательной программы изучения новой темы (раздела); анализ учителем бланков индивидуальной образовательной программы и корректирование образовательных задач; выполнение образовательных задач в системе уроков; ведение учениками текущих записей самоконтроля, в которых фиксируется овладение знаниями, умениями, навыками; самооценка достигнутых результатов; корректирование деятельности учащимися и учителем с учетом поставленных субъектами обучения задач; заполнение листа рейтинга по результатам изучения текущей темы; защита индивидуальной образовательной программы; анализ полученных образовательных результатов, постановка новых задач и определение новых смыслов; заполнения листа новой индивидуальной образовательной программы.

В практике ведения урока сочетание использования рейтинга и индивидуальных образовательных программ может выглядеть, например, следующим образом: ученики, начиная изучать учебную тему (раздел) на специальном вводном занятии заполняют листы рейтинга и индивидуальной образовательной программы. На листе рейтинга они в соответствии с видом деятельности и требуемой нормой отмечают количество набранных баллов по результатам. В условиях реализации технологии формирования учебно-исследовательской культуры школьников в составляющие рейтинга могут входить: характер выполняемых учебных заданий, регулярность выполнения домашних заданий, активность в условиях коллективной проектировочной, исследовательской деятельности, использование Интернет и школьного Интранета при выполнении поисковых заданий, выполнение дифференцированного домашнего задания, ассистирование учителю во время урока, выступление по результатам поиска познавательной информации, отметка за контрольную (зачетную) работу.

Разделы индивидуальной образовательной программы школьников на цикл уроков включают возможные личностные смыслы при изучении учебной темы, карту планирования, предполагаемые основные учебные результаты, варианты контролирующих средств. В названных разделах более подробно, чем в индивидуальной образовательной программе, составленной на учебный год, представлены возможные личностные смыслы и цели изучения темы; указаны наиболее интересные для школьника познавательные проблемы; помечен уровень сложности отдельных содержательных блоков; обращено внимание на возможные основные затруднения при изучении учебного материала; более детально выделены возможности использования ресурсов школьного Интранета, сети Интернет, компьютерных программ для самодиагностики показателей учебно-исследовательской культуры, профессиональных склонностей; предложены составляющие будущего рейтинга, портфеля достижений; определены варианты защиты планируемых учебных достижений. В индивидуальной образовательной программе учитель может также кратко представить количество часов и сроки освоения материала по учебной программе, обратить внимание школьников с помощью специальных значков или цвета

на инвариантный или вариативный компонент содержания.

На основе результатов опыта активного использования телекоммуникационных технологий в реализации задач формирования учебно-исследовательской культуры школьников нами выделены направления их использования при реализации индивидуальных образовательных программ. Так, на листе индивидуальной образовательной программы могут быть указаны электронные адреса сайтов, ссылки на сеть Интранет, используя которые ученик может осуществить отбор содержания материла для реализации намеченных образовательных целей; проводить специальную работу с понятиями; составлять сеть проблемных вопросов к теме; проводить поиск ответов на проблемные вопросы; анализировать рефераты, помещенные на сайтах; быть включенным в различные эвристические дистанционные программы.

По результатам заполнения индивидуальных образовательных программ в начале изучения темы учитель составляет сводную таблицу, в которой он регистрирует основные смыслы учения ученика, наиболее значимые для него вопросы и проблемы, выделяет типичные познавательные затруднения, рассматривает возможности использования имеющихся ресурсов для его развития, составляет тематику индивидуальных заданий, исследовательских работ, данные самооценки учебно-исследователькой культуры; планирует использование сети Интранет и Интернет. В итоге он формулирует тактические педагогические задачи на блок уроков.

Бесспорно, работа по составлению вариантов индивидуальных образовательных программ на этапе их внедрения достаточно кропотлива, требует соответствующего уровня развития методологической, дидактической культуры учителя. В условиях становления модели школы исследовательской культуры личности 48%-67% учителей среди основных проблем внедрения индивидуальных образовательных программ называют: сохраняющуюся ориентацию на субъект-объектные отношения в условиях образовательного процесса; трудности в определении взаимосвязей между целями проектируемого урока и целями предшествующего урока, между методами и формами организации учебной деятельности учащихся на одном уроке и методами и формами последующих уроков; неудовлетворенность в обеспечении научно-методической информацией.

В то же время в результате органичного включения индивидуальных образовательных программ в технологию формирования учебно-исследовательской культуры школьников учителем создаются условия, которые позволяют реализоваться осознанному отношению личности ко всему, что с ней происходит, внутренней духовной работе по осмыслению, оценке природы и социума.