Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации в начальной школе

Дудчик С.В.

Сегодня приоритетными задачами образования являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Важным становится проектирование своей деятельности, проектирование себя, что исходит из проектности как способа человеческого существования. Образование предполагает, что ученик намечает нечто новое в будущем, думая о реализации своих возможностей, предпочтений и интересов. В последнее время очевиден рост интереса педагогов к проблеме развития познавательного интереса, к внутренним механизмам его развития, к признанию приоритетов и интересов ученика. Все это влечет расширение педагогической позиции.

В педагогической науке и образовательной практике к настоящему времени накоплен определенный материал, достаточный для исследования степени участия педагога начальной школы в развитии познавательного интереса. Но адекватные средства развития не могут быть найдены, пока педагог работает в традиционной образовательной парадигме и обеспечивает только передачу некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Существует иной подход, при котором педагог является не только и не столько транслятором знаний, умений и навыков, но и развивает познавательный интерес младшего школьника.

Исходя из всего вышесказанного, одна из задач современных исследований и состоит в том, чтобы опираясь на основные положения современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, построить педагогическую технологию сопровождения познавательных интересов младших школьников, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, осуществлять дальнейшее использование их в процессе обучения.

Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников. Тьюторское сопровождение можно рассматривать как новую практику индивидуализации в начальной школе, так как в нем реализуются ценности саморазвития, самоопределния, осмысленного отношения ученика к своим интересам и перспективам собственного развития.

Несмотря на изменившуюся педагогическую стратегию, отказавшуюся от приоритета метода обязательной трансляции знаний в пользу актуализации потенциальных возможностей ребенка, его способностей и интересов, «гуманистическая направленность» пока еще не наполнилась реальным содержанием. Одна из причин, по нашему мнению, состоит в отсутствии конкретных научных исследований, направленных не на учебный аспект проблемы, а на осмысление естественного интереса ребенка в контексте его общего психофизиологического развития. Основная задача учителя, владеющего тьюторской технологией заключается в том, чтобы создать такие условия, где главным содержанием деятельности младшего школьника была бы работа со своими познавательным интересом. При этом учитель-тьютор своими действиями способствует инициативе младшего школьника в выборе способов деятельности, их перестройке в новой личностной ситуации, замене или отказе от действий. Младший школьник сам строит свое деятельностное пространство, создает необходимые связи, а учитель-тьютор содействует ему в этом, облегчает решение сложных проблем, являясь консультантом, советчиком, участником проекта, носителем культурной нормы и определенных ценностей. В результате учитель осуществляет сопровождение: работает с ним над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса, рефлексирует вместе с учащимся способы деятельности, обсуждает выявленную тему и проблематику, курирует этап подготовки и реализации этапов (презентация, проекты и.т.п.)

Особенности возрастного развития младших школьников, связанные с сензитивностью периода и появлением психологических новообразований, а также типичные проблемы школьного образования, включающие недостаточное отражение интересов школьника в школьной жизни, отсутствие способов работы с собственным своим интересом, поддержки со стороны взрослых, — делают процесс развития познавательного интереса особо значимым.

Любой младший школьнике потенциально обладает стихийными интересами, для того чтобы школьник научился выбирать необходимо специальное педагогическое сопровождение. Оно подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого школьник, продолжая реализовывать свой познавательный интерес, приобретает новые способы и социальные компетенции, важные для реализации дальнейшей учебы и жизненных планов.

Тьюторское сопровождение познавательного интереса выступает как технология ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия учителя-тьютора состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Деятельность педагога-тьютора отлична от деятельности учителя, наставника и психолога— консультанта. Являясь одновременно организатором, консультантом и наставником, учитель-тьютор решает ряд собственных профессиональных задач. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для учителя-тьютора, работающего с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей является оказание младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса.

Учитель-тьютор выступает в этом случае как консультант учащегося, который помогает ему понять и определить интересы, подобрать соответствующие способы, обеспечивающие его достижение, определиться с местами получения дополнительной информации. Он помогает младшему школьнику определиться по отношению к тому, как дальше использовать полученные результаты.

Сферы влияния тьюторского сопровождения ориентированы на создание благоприятных условий и безопасной среды для развития познавательного интереса; раскрытие и реализацию внутренних сил; формирование способностей к самостоятельным действиями свободному выбору; содействие в решении затруднений.

Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной с учащимися деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт фиксации своего интереса, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных), а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса, формирует качества, способствующие ее реализации. При этом учитель-тьютор ориентируется на становление целостного процесса развития познавательного интереса, основанного на использовании этапов развития и этапов работы с познавательным интересом.

Деятельность учителя-тьютора имеет отличные от учительской деятельности ориентиры и основания, включающие: поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников к друг-другу в ситуации совместной деятельности; ориентацию на открытость образовательного пространства образовательной деятельности ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения).

На этих основаниях учитель-тьютор создает систему способов, обеспечивающую создание необходимых условий для выявления, реализации и осознания младшими школьниками познавательных интересов:

— помогает младшим школьникам найти возможности для выявления, удовлетворения и развития личного познавательного интереса;

— способствует расширению и углублению горизонтов познавательного интереса;

— способствует устойчивости познавательного интереса;

— ориентирует школьника в наличие мест для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного опыта;

— создает условия для осознания результатов развития познавательного интереса.

Тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников предполагает организацию условий для рефлексии успехов и неудач в достижении желаемых результатов, норм, способов и средств их достижения. К таким условиям можно отнести рефлексивные возможности процесса сопровождения:

— возможность пересмотра и изменения учащимся своего познавательного интереса, целей, временных и содержательных перспектив, осознание новых интересов (коррекция интереса);

— возможность представления интереса в широких социальных кругах (выбор класса, места, события, аудитории, и.т.д.);

— возможность проведения анализа своей деятельности в удобной форме (в классе, индивидуально, письменно, устно);

— возможность соотнесения собственных результатов с результатами сверстников, культурными аналогами и.т.п.

Таким образом, тьюторское сопровождение как средство развития познавательного интереса младшего школьника включает в себя ряд функций, эффективная реализация которых обеспечивает выявление и успешную реализацию познавательных интересов:

— диагностическая, включающая сбор данных о предпочтениях, интересах и намерениях учащихся, их склонностях, сильных и слабых сторонах;

— проектировочная, направленная на выявление ресурсов и возможностей для преодоления имеющихся у учащихся проблем, и предусматривает подбор необходимых способов и процедур тьюторского сопровождения познавательного интереса, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи;

— реализационная, включающая помощь при решении возникающих затруднений и проблем;

— аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов развития познавательного интереса младшего школьника.

Таким образом, в начальной школе задача учителя-тьютора состоит в оказании помощи младшему школьнику в фиксации, реализации и осознании познавательного интереса. Учитель, использующий тьюторскую технику, при этом осуществляет:

— выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса младшего школьника;

— выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом;

— обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом;

— совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы;

— содействие в определении необходимых «проб выбора»;

— организацию рефлексии учащимся свое й деятельности;

— предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации.

Таким образом, функции тьюторского сопровождения вытекают из тех задач, которые решают учащиеся в рамках развития познавательного интереса, и обусловлены их ожиданиями и этапами работы с познавательным интересом.

Тьюторское сопровождение познавательного интереса младшего школьника осуществляется на основе следующих принципов:

-дифференциации и индивидуализации означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, ориентация ее на расширение контактов;

— непрерывности предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса;

— гибкости способствует включению в деятельность тьюторских способов работы с интересом, в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами;

— открытости позволяет субъектам взаимодействия реагировать на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и запасным вариантам реализации.

Полезность и ценность результатов совместного с младшим школьником развития интереса вероятны только, если сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.

В контексте гуманистической образовательно-воспитательной парадигмы и современного понимания сущности познавательных интересов, мы предлагаем технологию развития познавательного интереса средствами тьюторского сопровождения.

Данная технология представляет собой единство ее основных структурных блоков — ориентировочного; мотивационного; организационно-деятельностного или формирующего. В качестве целевого компонента мы выделили разработку системы способов тьюторского сопровождения, обеспечивающей эффективное развитие познавательных интересов младших школьников.

Технология предполагает, что использование тьюторского сопровождения как дидактического средства развития познавательных интересов младших школьников, в должных психолого-педагогических условиях, обеспечит приобретение познавательным интересом следующих (не свойственных младшему школьному возрасту) качественных характеристик:

— устойчивости познавательного интереса (длительность, осознанный выбор);

— глубины познавательного интереса (выход в проектную или -исследовательскую позицию на основании познавательного интереса).

А также обеспечит адекватный уровень готовности ребенка начальной школы к обучению в средней школе, а шире – более высокий уровень личностного развития по сравнению с младшими школьниками, не охваченными предлагаемой нами программой.

Взятая в целом, предлагаемая нами технология развития познавательного интереса, представляет собой инновационную образовательно-воспитательную программу, которая существенно дополняет известные традиционные педагогические средства развития познавательных интересов младших школьников. На наш взгляд, сконструированная технология обеспечивает индивидуализацию и развитие познавательных интересов детей, становление новых способов и форм организации познавательной деятельности.

Технология является многоступенчатой. Все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника, причем иерархическая подчиненность блоков не является строго вертикальной, все деятельностные уровни достаточно тесно переплетены между собой, на каждом в большей или в меньшей степени, прямо или опосредованно, но обнаруживаются содержательные элементы предшествующих или последующих технологических ступеней. Тем самым проявляется «цикличность» представленной технологии, а также «цикличность» отдельных этапов развития интереса.

Исходной ступенью развития познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения стала фиксация или выявление познавательного интереса. Нами ставилась цель провести фиксацию познавательного интереса не единичным, случайным, а целенаправленным действием, иначе говоря, изменить смысловые приоритеты деятельности: развлекательный, «успокаивающий» и т. п. Обращение к фиксации познавательного интереса в таком контексте справедливо, на наш взгляд, определить как ориентировочный этап. Цель этого этапа – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Для реализации этих целей на этом этапе были использованы следующие способы тьюторского сопровождения как для учителя, так и для ученика.

Способы работы учителя: работа с папкой личных достижений ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование.

Способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; представление своего «Я»; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.

Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включал в себя следующие способы работы учителя и ученика.

Способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение или расширение темы; анализ «портфеля»; консультации по «портфелю»; помощь в составлении «карты» интереса.

Способы работы ученика: составление карты интереса; сбор «портфеля»; анализ «портфеля»; выявление познавательного вопроса; определение темы выступления;

Формирующий этап включает в себя в качестве важнейших звеньев организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Цель этого этапа – осознание младшим школьником значения представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя. На этом же этапе учитель вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом. Здесь важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении представления, выборе формы представления, отражающую не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника. Следующее звено после представления познавательного интереса – анализ выступления. Он складывается из содержательного и внешнего анализа выступления. На нем ученик постарается отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, используемые во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

После анализа выступления, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы).

Этот блок, с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой – словно становится началом нового технологического развертывания, тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения.