Дидактические аспекты профильного обучения: формы и методы урочной и внеурочной работы по физике в классах инженерно-технического профиля.

Кузнецова Н.В.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стала разработка системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. При этом профильное обучение должно создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению предполагает овладение учащимися системой знаний, умений и навыков, формирование у школьников рефлексивных умений и в конечном итоге - метазнаний. Это дает возможность обеспечить достаточно высокий уровень социализации молодого поколения, а также преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования. Достижение этих целей станет возможным лишь при использовании особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах.

В нашей школе, МОУ сош № 25 г.Владимира, первые профильные классы были открыты в 1994 году (тогда они носили название «лицейских классов») по инженерно-техническому, медицинскому и юридическому направлениям. Уже в течение 13 лет мы занимаемся преподаванием профильных курсов математики, физики и информатики, биологии и химии, обществознания и истории в классах соответствующих направлений и имеем определенный опыт работы в условиях профилизации старшей школы. Это позволяет нам остановиться на некоторых особенностях дидактического обеспечения обучения в классах инженерно-технического профиля.

Профильное обучение, как показывает наш педагогический опыт, отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Поэтому я остановлюсь на особенностях форм и методов урочной и внеурочной работы, используемых для преподавания профильных предметов, в частности физики, в классах инженерно-технического профиля.

Обзорные и установочные лекции, являются основной формой изложения нового материала на уроке в старших классах. Для обеспечения активной позиции учащегося на подобном уроке необходимо использовать проблемные лекции, построенные в форме эвристических бесед. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, создаются предпосылки к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей, законов, которым подчиняются физические явления и системы. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь. Повышает эффективность подобной формы работы использование ИКТ, демонстрационных и моделирующих программ. Лекция-беседа оказывается эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «Законы сохранения в механике» (10-й класс); «Поверхностное натяжение жидкостей» (10-й класс); «Физическая картина мира» (11-й класс) и др.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, несомненно, служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Но хотелось бы обратить внимание на то, что вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где можно взять то или иное издание. В этой связи необходимо обратить внимание на изменение функции школьной библиотеки, которая должна быть, не только хорошо оснащена учебниками, научно-популярной литературой, журналами и т.д., но и иметь компьютеры с выходом в Интернет, медиаресурсы и, конечно, комфортный читальный зал.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов нужно учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8-9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками и вести грамотное реферирование. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Виды тепловых двигателей и охрана окружающей среды», «Перспективы и проблемы атомной энергетики»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Законы сохранения в механических, тепловых, электрических и ядерных процессах»). Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. Примерами семинаров-дискуссий являются семинарские занятия «Проблемы статического электричества», «Электромагнитные волны в жизни человека», проводимые в 10-х и 11-х классах.

Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся нами при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер, оценить погрешность результатов. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Зачеты и контрольные работы проводятся по завершению изучения каждого программного раздела. Зачеты, сдаваемые школьниками учителю устно по заранее сообщенным вопросам, позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, проводимая только после теоретического зачета, включает, как правило, вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления и построена в уровневой форме. Широко используются так же разноуровневые тесты, составленные по форме ЕГЭ, что способствует подготовке учащихся к подобной форме проверки знаний.

Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах инженерно-технического профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Следует отметить, что во всех профильных классах внеурочная и урочная работа выступают как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. Остановимся лишь на основных формах внеурочной деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Главное внимание на заседаниях научного общества учащихся (НОУ) «Эрудит», действующего в школе на протяжении 5 лет, уделяется изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, методиками обработки экспериментальных данных.

В организации научно-исследовательской деятельности школьников можно выделить семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования на заседании НОУ, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции. К серьезной научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В предпрофильных 8-9-х классах учащиеся выступают с небольшими сообщениями. В профильных 10-11-х классах, приобретя опыт исследовательских навыков, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы. В качестве примера приведу несколько тем исследовательских работ учащихся, представленных ими на школьных научно-практических конференциях: «Изучение и оценка санитарно-гигиенического режима классных комнат»; «Экологические проблемы использования тепловых машин и современные методы их решения»; «Биофизика вокруг нас» и др.

Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники из предпрофильных 9-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах. Подготовка к конференции осуществляется в рамках деятельности НОУ школы. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.

Предметные олимпиады – это соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов они, прежде всего, являются состязанием по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Следует отметить, что даже школьникам, изучающим физику или математику в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по физике и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.

Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется в основном под руководством учителей. Эта работа начинается нами с отбора школьников для участия в городской олимпиаде. С этой целью в октябре проводится школьная олимпиада. Для ее проведения задания разрабатываются методическим объединением учителей с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных олимпиадах и требований, предъявляемых к их участникам. Тексты школьной олимпиады содержат вопросы и задачи различных типов и уровней сложности: от «утешительных» до сложных, играющих заметную роль в отборе участников будущей городской олимпиады. После определения победителей школьной олимпиады мы начинаем работу по их подготовке к городскому туру олимпиады.

Подготовка к городской олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса физики (или других предметов). Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой. Победители городских предметных олимпиад готовятся к участию в областных олимпиадах. Порядок подготовки к этому более серьезному испытанию интеллектуальных и морально-волевых качеств старшеклассников остается примерно таким же, как и на подготовительном этапе перед городской олимпиадой, но задания теоретического и практического характера, рассматриваемые при этом, являются, как правило, более сложными.

В данной статье мы постарались осветить некоторые особенности форм и методов урочной и внеурочной работы, используемых в профильных классах на примере инженерно-технического направления. Они, по нашему мнению должны, прежде всего, способствовать усвоению школьниками наряду со знаниями ещё и «способы деятельности». Благодаря им, учащиеся профильных школ и классов должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.