Развитие профессиональной мобильности педагога в условиях современной школы

Желтова С.Г.

Попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы предпринимались давно, что прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования [18]. Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде [9]. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая.

Культурная мобильность педагога, на наш взгляд, - это, прежде всего, способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений, как в изучаемой области, так и в общественном развитии. [24]

Педагогическая мобильность – это способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией ) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений. [9]

Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как, гибкость, дивергентность, конвергентность, способности рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность - это движение по административной лестнице, в сфере образования. Например: учитель, завуч. директор, Глава департамента образования.

Горизонтальная – это движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом. Например. Учитель 1 категории, высшей категории, победитель профессионального конкурса и т.д.

Профессиональная мобильность опирается на педагогическую культуру и профессиональную компетентность. Современные ученые большое внимание уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей учителю продуктивное профессиональное функционирование. [1,3,4,5,8,11], предлагая различные модели. Так, Нестеров В.В. И Белкин А.С. [13] считают, что компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:

– Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция)

– Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)

– Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)

– Риторической (профессиональная культура речи)

– Профессионально-технической (технологии и методики)

– Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика)

Пупышева Е.Л. предложила модель психолого-педагогической компетентности учителя [15], которая включает в себя компоненты:

Структуру ППК (психолого-педагогическая компетентность)

Компоненты
теоретические практические личностные

Знания

Умения. Навыки

Профессионально-значимые личностные качества

Личностно-гуманистическая ориентация

Ориентация в предметной области

Педагогической мышление

Системное восприятие педагога

Владение педагогическими технологиями

Педагогическая рефлексия

Способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом

Педагогический такт

Педагогическое целеполагание

Педагогическая направленность.

Калиновский Ю.И. включает в понятие компетентность профессиональные способности и умения, выделяя 7 ведущих:

• Фундаментальные (способность к анализу и синтезу, владение теоретическими знаниями основ наук, что обеспечивать взаимосвязь предметных знаний с психолого-педагогическими и философско-антропологическими смыслами; широта и глубина предметным знаниям);

• Информационные (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии);

• Исследовательские (способность и умение организовывать педагогическую рефлексию;

• Практические (способность находить верное решение на основе множества условий, принимать оптимальные решения);

• Интегральные (способность усовершенствовать объект, добавляя детали);

• Коммуникативные ( социальный интеллект и толерантность);

• Управленческие

Анализ исследований проблемы позволил сделать вывод, что компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.

Личность учителя, с позиций компетентностного подхода, рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное "я" тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Поэтому невозможно рассматривать проблему компетентности учителя вне развития его личности

Таким образом, профессиональной компетентностью можно считать максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющую достигать качественных результатов в педагогической деятельности.

Развитие профессиональной компетентности наиболее эффективно происходит в проектно-исследовательской деятельности. [7,22,23] Педагог переходит в поисковый режим, он начинает мысленно перестраивать свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности и рефлексивность.

Рефлексивность – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутренние строение и специфику духовного мира человека. [20] Именно она дает учителю возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии. Определяет отношение учителя к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Рефлексия- это процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, … "новый поворот" духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Важными сопроцессами являются самопознание и самосознание. [10]

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, своих возможностей, своих действий с тем, что требует работа.

Тогда педагогическую профессиональную рефлексию мы определяем как всякую профессиональную рефлексию, но содержание которой связано с особенностями педагогической работы, с собственным педагогическим опытом, пересмотром его оснований, перепроектированием способов педагогических действий (в том числе, в связи со складывающимися тенденциями в современном образовании, социокультурной политике). [9,12]

Рефлексивные механизмы мышления являются основой мобильности, т.е. способность педагога к регуляции собственной интеллектуальной деятельности, умение преодолевать барьеры и стереотипы, возникающие в процессе мышления. В мобильности рефлексия - это принцип человеческого мышления и деятельности, направляющий его на осмысление собственных предпосылок: предметное рассмотрение самого знания; критический анализ его содержания и методов; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее сознание и специфику духовного мира человека.

Рефлексия, как система методов и средств изучения профессионального уровня учителя, создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, она позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Рефлексия обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение рефлексии и особенно самопознания педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу с педагогами в режим активного саморегулирования и самокоррекции.

Рефлексия служит основой и для процесса проектирования. Педагогическое проектирование учителя в школе может быть направлено на три основных процесса: 1) организацию образовательных ситуаций; 2) организацию исследования и 3) диагностирование результатов в реализуемой ситуации.

Развитие профессиональной мобильности педагога происходит интенсивнее, если в школе организована работа с педагогами: создана система мониторинга, самообразования; есть школа молодого педагога; временные творческие группы; школьные методические объединения учителей; существует система поощрения.

Под мониторингом сегодня понимают:

– непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций[14];

– процесс непрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения[2];

– самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям [21];

– специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза[17];

– научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия решений[6];.

Мониторинг предоставляет информацию для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг профессиональной деятельности педагога является основной формой и методом работы самого учителя. Деятельность субъектов мониторинга носит накопительный и аналитический характер. Содержание мониторинга отражает информацию об уровне профессионализма педагога. Выработка той или иной стратегии определяется тем, над какой темой работает в данный момент школа.

Самообразование учителя более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее "педагогический выход", тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысливание информации, ограничивает использование ее в работе с учащимися.

Следовательно, целевой функцией самообразования является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Учитель, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает и наиболее эффективное влияние на формирование у школьников знаний на развитие у них соответствующих умений и навыков. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания. [16];

Педагогическое самообразование можно определить как опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое усвоение учителем своей профессиональной роли с целью адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления учителя самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методологически по-разному организованная роль.

Система самообразования учителя включает следующие компоненты: установку; рефлексию; цели и задачи; проектную деятельность. Управляющим механизмом системы является установка на самообразование. Программа профессионального роста каждого учителя представляет собой модуль, имеющий цель, задачи, содержание деятельности, методы реализации, конечный результат. Работая по личному творческому плану в условиях программно-целевого планирования становления и развития школы, учитель значительно продвигается в своем профессиональном росте.

Существенную роль в создании оптимальных условий для самообразования учителя-стажера играет школа молодого педагога.

Организация работы методического кабинета школы с учетом интересов и специфических запросов молодого учителя обеспечивает не только благоприятные условия для его самообразовательной деятельности, но и решает некоторые задачи оказания ему консультативной помощи. Важное место в стимулировании самообразовательной деятельности учителей-стажеров принадлежит открытым урокам, которые проводят молодые педагоги на заключительном этапе стажировки, и их творческим отчетам перед педагогическим коллективом. Существенным элементом творческого отчета учителя-стажера является защита подготовленного им педагогического проекта.

Важным стимулом развития профессиональной мобильности является создание временных творческих групп (ВТГ) с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой.

Основными факторами успешной работы ВТГ учителей является координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе. Координация предполагает постоянные контакты между учителями как в организационном, так и содержательном аспектах.

Планирование – центральный фактор в работе ВТГ учителей. От того, насколько детально будет продумано взаимодействие, во многом будет зависеть успех работы команды. В планировании не допускается общих формулировок и размытых дат - описываются обязанности и сфера ответственности каждого. Гибкость в работе ВТК предполагает, прежде всего, творческое отношение учителей к созданию проекта.

Методическая работа в современной школе организуется школьными методическими объединениями (ШМО). Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства культурной мобильности каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала, педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса. По форме методическая работа может быть коллективной, групповой, индивидуальной. Желательно, чтобы все формы использовались в процессе развития профессиональной мобильности и были направлены на оказание практической помощи учителям.

Одним из способов влияния на поведенческие установки членов коллектива и создание мотивационной среды является система поощрения.

Системы поощрения существуют давно и повсеместно. Основные формы, прошедшие испытанные временем, включают:

денежное поощрение;

материальное ( льготы, подарки и т.д.);

общественное признание достижений отдельного работника;

общественное признание достижений группы;

личное признание начальства.

Выбор формы поощрения тесно связан с мотивами, на которые оно направлено.

Система стимулирования должна быть построена с учетом психологических механизмов и обязательно учитывать структуру коллектива (по доминирующим мотивам, возрасту и т.д.). Здесь нужно иметь в виду, что важнейший компонент универсального механизма мотивации – эмоциональное переживание успеха-неуспеха.

Таким образом, профессиональная мобильность рассматривается как способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е. расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессиональную компетентность. [9]

Мобильность педагога включает в себя:

• Свойства и качества личности (открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность.)

• Умения (рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания, проектирования и управления)

• Способности (видеть и понимать сущность изменений в социуме, видеть вариативность и альтернативность развития педагогической ситуации, конструктивно, продуктивно мыслить, проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе, решать проблемы, адаптироваться к изменениям.)

Следовательно, педагогическая мобильность - интегративная характеристика, включающая в себя все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, в социуме и культуре.

 

Литература

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя//. Педагогика 1998 №1 С.72-75
  2. Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). – Екатеринбург, 1995.
  3. Богоудинова Р.З., Румянцев Е.Д., Юсупов P.P. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация. – Казань, 1999.
  4. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
  5. Дахин. А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144
  6. Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.
  7. Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ // Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
  8. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. // Директор 2002 №6, С.16-25.
  9. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона Дис. д.пед.наук. С.Пб.2001
  10. Краткая философская энциклопедия. М.1994.
  11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
  12. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
  13. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность.Екатеринбург. 2003..
  14. Полонский. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
  15. Пупышева. Е.Л.Профессиональная компетентность будущего учителя как общие условие формирования профессионально значимых личностных качеств.// Наука и школа №6 2003 С.5-8
  16. Сериков ВВ. Осознать себя исследователем // Педагогика. 1996. № 1.
  17. Социологический энциклопедический словарь, под редакцией Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
  18. Теоретические основы содержания общего среднею образования / Под ред. В.В.Краевского. И.Я.Лернера. М.. 1983.
  19. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.. 1995.
  20. Философский энциклопедический словарь. М.1998
  21. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  22. Шмарин Ю.В. Социологический аспект проектирования образовательных систем // Педагогика №10, 2003 С.15-20
  23. Шмелькова Л.В. Цель – проектно-технологическая компетентность педагога Школьные технологии №4 2002
  24. Шрейдер "Что значит быть интеллигентом?", ВВШ, 1989, № 4., с. 13-20.